Цитаты Карла Маркса


Люди трусливые, которые отпор дать не в состоянии, становятся неумолимыми, когда дело коснется детей или воспитания. Родительский свой авторитет они демонстрируют обязательно, наглядность примеров также должна присутствовать.

Оковы свои кует народ, который обращает в рабство свободолюбивых людей. – Карл Маркс

Сердцу не прикажешь. Особенность присуща сердцу, которое в заточении между купюр в кошельке, как в темнице.

Важно очеловечить чувства, создав богатство природной субстанции при человеческой сущности.

Проявление робости, сдержанности, скромности – основные черты истинного светлого чувства, которой чужда фамильярность, похоть, несдержанность и страсть.

Карл Маркс: Стать влиятельным человеком непросто – найди стимулы, которые будут двигать стремления людей вперед.

Законы в основе своей сформированы на беспринципности и безнравственности, что отражает сущность государственности, символизируя возглас дьявола.

Настоящее не означает конкретизированную черту между минувшим и будущим. Идея в осуществлении на яву мыслей прошлого.

Продолжение лучших афоризмов и цитат Карла Маркса читайте на страницах:

Чем больше человек вкладывает в Бога, тем меньше остается в нем самом.


Религия подобна вздоху угнетенного существа, сути безчеловечного мира, она – дух бездушных устоев. Это народный опиум.

Если бы брак не был основой семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба.

Воображение — это великий дар, так много содействовавший развитию человечества.

Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство.

Для социалистического человека вся так называемая всемирная история есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом.

Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука.

Человеческая сущность природы существует только для общественного человека: ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком.

Мы должны открыто предостеречь от такого рода лицемерных друзей, которые, правда, заявляют о своем согласии с принципами, но сомневаются в их осуществимости, потому что мир-де еще не созрел для них.

Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу.

Я не сожалею об этом. Наоборот. Если бы мне нужно было снова начать свой жизненный путь, я сделал бы то же самое.


В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом — нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя.

Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.

Каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться.

Независимая мораль оскорбляет всеобщие принципы религии, а особые понятия религии противоречат морали.

Присвоение богатства обусловливает отречение от богатства в его вещественной реальности.

Я знаю только одно: что я не марксист.

Какое счастье — дружба, подобная той, какая существует между нами. Ты-то знаешь, что никакие отношения я не ценю столь высоко.

В действительности истинная общественно-воспитательная роль государства заключается в его разумном и общественном бытии.

Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

Опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей.

Всеобщая скромность духа — это разум, та универсальная независимость мысли, которая относится ко всякой вещи так, как того требует сущность самой вещи.

Предположи теперь человека как человека и его отношение к миру как человеческое отношение: в таком случае ты сможешь любовь обменивать только на любовь, доверие только на доверие и т. д.

Наказание не должно внушать больше отвращения, чем проступок.

Каждый из нас действительно делает себя тем, чем он является в глазах другого.

Древние говорили: надо стремиться добывать себе мирские блага, чтобы помогать друзьям в нужде. Какая глубокая человеческая мудрость заключена в этих словах!


Моральную силу невозможно создать параграфами закона.

Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ.

Люди завоевывали себе свободу всякий раз постольку, поскольку это диктовалось им и допускалось не их идеалом человека, а существующими производительными силами.

История повторяется дважды — сначала в виде трагедии, потом в виде фарса.

Всякая эмансипация состоит в том, что она возвращает человеческий мир, человеческие отношения к самому человеку.

Процесс жизни человека состоит в прохождении им различных возрастов. Но вместе с тем все возрасты человека существуют бок о бок.

Стыд — это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь.

Временная разлука полезна, ибо постоянное общение порождает видимость однообразия.

Существование того, что я действительно люблю, я ощущаю как необходимое, я чувствую в нем потребность, без него мое существование не может быть полным, удовлетворенным, совершенным.

Читайте также:  Цитаты Зигмунда Фрейда

Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его существования. Но хорошо же то общество, которое не знает лучшего средства самозащиты, чем палач, и которое провозглашает свою собственную жестокость вечным законом.

На место экономического богатства и экономической нищеты становятся богатый человек и богатая человеческая потребность.

Противно быть под ярмом — даже во имя свободы.

Свободная от всяких сомнений вера в неподдельность любви, которую выражает возлюбленный, есть для возлюбленной высшее наслаждение собой, есть ее вера в самое себя.

В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растет обесценение человеческого мира.

К смешному я отношусь серьезно, когда представляю его в смешном виде.


Весьма удобно было бы вершить историю мира, если бы борьба была предпринята при условии безоговорочно благоприятных шансов.

Первая предпосылка всякой человеческой истории — это, конечно, существование живых человеческих индивидов.

Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами.

Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма.

Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.

Писатель отнюдь не смотрит на свою работу как на средство. Она — самоцель; она в такой мере не является средством ни для него, ни для других, что писатель приносит в жертву ее существованию, когда это нужно, свое личное существование.

Время послужило моей любви лишь для того, для чего солнце и дождь служат растению — для роста в ней сосредоточиваются вся моя духовная энергия и вся сила моих чувств. Я вновь ощущаю себя человеком в полном смысле слова, ибо испытываю огромную страсть.

Свобода настолько присуща человеку, что даже ее противники осуществляют ее, борясь против ее осуществления.

Нет ничего более легкого, как наслаждаться по всякому поводу своим моральным совершенством; всего легче делать это по отношению к мертвым.

В процессе борьбы с истиной заблуждение само себя разоблачает.

Только в коллективе существуют для каждого индивида средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.

В суете этого мира дружба — единственное, что имеет важное значение в личной жизни.

Того, чего хочет обыватель, — жить и размножаться, хочет и животное? Чувство своего человеческого достоинства, свободу, нужно еще только пробудить в сердцах этих людей.

Если бы целая нация действительно испытала чувство стыда, она была бы подобна льву, который весь сжимается, готовясь к прыжку.

Я принес все свое состояние в жертву революционной борьбе.


Если создавать будущие перемены не наше дело, то мы должны знать, что это лишь утверждает нас в совершенствовании настоящего.

Истинно нравственное поведение состоит как раз в том, чтобы избегать всякого повода к безнравственному поведению.

Нет ничего более ужасного, более унизительного, чем быть рабом раба.

Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком.

На плоской равнине всякая кочка кажется холмом.

Нравственное государство предполагает в своих членах государственный образ мыслей, если даже они вступают в оппозицию против органа государства, против правительства.

Я вступаю в дружбу лишь с очень немногими, но зато дорожу ею.

Мораль зиждется на автономии человеческого духа.

Мой труд был бы свободным проявлением жизни и поэтому наслаждением жизнью.

Если ты любишь, не вызывая взаимности, т.е. если твоя любовь как любовь не порождает ответной любви, если ты своим

Человек живет природой.

Только это чувство, которое вместе с греками покинуло мир, а при христианстве растворилось в обманчивом мареве царства небесного, может снова сделать общество союзом людей, объединенных во имя своих высших целей

Совесть привилегированных — это ведь и есть привилегированная совесть.

Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель.

Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых.


Если обстоятельства, в которых живет индивид, делают для него возможным лишь одностороннее развитие одного какого-либо свойства за счет всех остальных, то этот индивид и не может пойти дальше одностороннего, уродливого развития. Никакая моральная проповедь тут не поможет.

Сохранять скромность перед лицом нескромности – вот самая весомая нескромность духа.

Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком.

Любовь родителей наиболее бескорыстна.

Читайте также:  Цитаты Анны Гавальд

Государство воспитывает своих членов тем путем, что делает их членами государства, что оно превращает частные цели во всеобщие, грубый инстинкт — в нравственные склонности, природную независимость — в духовную свободу.

Истину следует искать не в призрачных потусторонних областях, не вне времени и пространства, не в каком-то Боге, якобы пребывающем внутри мира или противопоставленном ему, а гораздо ближе, в собственной груди человека.

Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак.

Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства.

Чтобы снять груз ответственности со своей совести, отчаявшийся в своем спасении личностные слабости выставляет слабостями человечества.

Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своем положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях.

Страдание, понимаемое в человеческом смысле, есть самопотребление человека.

Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого.

Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы.

Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял.

Никто не станет бороться против свободы собственной, человек способен начать борьбу лишь против свободы других.


Истина так же мало скромна, как свет.

Богатство, если рассматривать его вещественно, заключается только в многообразии потребностей.

Коммунизм, в качестве снятия частной собственности, означает требование действительно человеческой жизни, как неотъемлемой собственности человека, означает становление практического гуманизма.

Исследование истины само должно быть истинно, истинное исследование — это развернутая истина.

Принимать одну основу для жизни, другую для науки — это значит с самого начала допускать ложь.

Время — это простор для развития способностей.

В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.

Богатый человек — это в то же время человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда.

Предположим, что мы производили бы как люди. В таком случае я наслаждался бы индивидуальным проявлением жизни.

Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.

Почти всякое расторжение брака есть расторжение семьи и даже с чисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения родителей. Таким образом, принимается во внимание только индивидуальная воля, или, вернее, произвол супругов, но не принимается во внимание воля брака, нравственная субстанция этого отношения.

Страсть — это есть энергично стремящаяся к своему предмету существенная сила человека.

Грубый, невоспитанный человек готов считать того или иного прохожего самой скверной и самой низкой тварью на земле только потому, что тот наступил ему на мозоль. Свои мозоли он делает мерилом оценки человеческих действий.

Удрученный заботами, нуждающийся человек нечувствителен даже по отношению к самому прекрасному зрелищу.

Всякой общественной форме собственности соответствует своя мораль.


Все действительно сильные натуры, раз вступив на революционный путь, даже из поражений всегда черпали новые силы.

Если законы не способны утвердить нравственность, то провозглашать безнравственность обладает еще меньшим правом.

Человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования, только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага.

Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек.

Мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием.

Роскошь представляет собой противоположность по отношению к природной необходимости.

Стыд — это уже своего рода революция.

В отношении к женщине, как к добыче и служанке общественного сладострастия, выражена та бесконечная деградация, в которой человек оказывается по отношению к самому себе.

Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным.

Существует двоякого рода смелость: смелость превосходства и смелость умственного убожества, черпающая силу из своего официального положения, из сознания, что она пользуется в борьбе привилегированным оружием.

Когда раб превращается в господина на один день, то в этот день неограниченно властвуют грубые инстинкты.

Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтобы иметь возможность существовать и писать, но он ни в коем случае не должен существовать и писать для того, чтобы зарабатывать.

Читайте также:  Цитаты Стивена Кинга

Надо заставить народ ужаснуться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу.

Всякая нация может и должна учиться у других.

Жизнь не вечна и пусть она умирает, но смерти нельзя давать жить.

Идеи, к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им.

Именно лицемерие прикрывается Богом, не веря ни в его действительность, ни во всемогущество добра; именно себялюбие ставит личное спасение выше спасения общественного целого.

Прежде всего следует избегать того, чтобы снова противопоставлять общество, как абстракцию, индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного является проявлением и утверждением общественной жизни.

Всестороннее проявление индивида лишь тогда перестанет представляться как идеал, как призвание и т. д., когда воздействие внешнего мира, вызывающее у индивида действительное развитие его задатков, будет взято под контроль самих индивидов.

Революция – двигатель истории.

Человек свободен не вследствие отрицательной силы избегать того или другого, а вследствие положительной силы проявлять свою истинную индивидуальность.

Коммунисты отнюдь не хотят уничтожить частного человека в угоду всеобщему, жертвующему собой человеку.

Истина всеобща, она не принадлежит мне одному, она принадлежит всем, она владеет мною, а не я ею.

То, что можно сказать об отношении человека к своему труду, то же можно сказать и об отношении человека к другому человеку.

Быть рабом или быть гражданином — это общественные определения, отношения человека А к человеку В. Человек А как таковой — не раб. Он — раб в обществе и посредством общества.

Воспитатель сам должен быть воспитан.

Существенная форма духа — это радостность, свет.

Жестокость характерна для законов, продиктованных трусостью, ибо трусость может быть энергична, только будучи жестокой.

Быть чувственным значит быть страдающим.

Того, кого увлек демон честолюбия, разум уже не в силах сдержать, и он бросается туда, куда его влечет непреодолимая сила: он уже больше не выбирает сам своего места в обществе, а это решают случай и иллюзия.

Смерть героев подобна закату солнца.

У входа в науку, как у входа в ад, должно быть выставлено требование: Уважающие себя люди вовсе не должны слепо доверять друг другу.

Совесть зависит от знаний и от всего образа жизни человека. У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто неспособен мыслить.

Мораль — это бессилие в действии. Всякий раз, как только она вступает в борьбу с каким-нибудь пороком, она терпит поражение.

Человека унижает не атеизм, а суеверие и идолопоклонство.

Презрение к самому себе — это змея, которая вечно растравляет и гложет сердце, высасывает его животворящую кровь, вливает в нее яд человеконенавистничества и отчаяния.

Человек есть в самом буквальном смысле не только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться.

Взрослый человек не может снова стать ребенком, не впадая в детство. Но разве его не радует наивность ребенка и разве сам он не должен стремиться к тому, чтобы на более высокой ступени воспроизвести присущую ребенку правду?

Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени.

Без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего замечательного.

Для того, чтобы пользоваться множеством вещей, человек должен быть в высокой степени культурным человеком.

Никуда не годится народное воспитание через посредство государства. Наоборот, государство нуждается в очень суровом воспитании со стороны народа.

Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей, либо же рабом своей собственной подлости.

Неужели требование свободы характера на чужой лад не есть его прямым уничтожением?

Говорить об естественной справедливости — бессмыслица.

Непосредственным, естественным, необходимым отношением человека к человеку является отношение мужчины к женщине. На основании этого отношения можно, следовательно, судить о ступени общей культуры человека.

Если скромность составляет характерную особенность исследования, то это скорее признак боязни истины, чем боязни лжи.

жизненным проявлением в качестве любящего человека не делаешь себя человеком любимым, то твоя любовь бессильна, и она — несчастье.

Один акт насилия может быть искоренен только другим таким же актом.


Также вас заинтересует: