Цитаты Гегеля

Капризную судьбу не обмануть, но выбрать можно. Живи своим умом, стойко перенося сюрпризы жизни.

Моралист-педант, говоря о совести, подмечает тонко: чувство это похоже на прожектор личностный и дается человеку для озарения пути праведного. Перейдя на стезю греха, озаряющий луч теряется в лабиринтах разврата, либо прожектор выбрасывают, иногда ломают, или разбивают вдребезги. – Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Истинное художественное произведение – обстоятельно отображает время создания, эпоху и среду обитания.

Возвышенные идеи с энтузиазмом и благосклонностью способен воспринимать лишь свободолюбивый индивидуум, дружащий с их создателем и Господом.

Деликатность и тактичность не будут рубить правду-матку, а посетуют на моросящий дождь, свою неловкость и временные трудности.


Гегель: Страдание и нетерпение вызывает реальность, жалея окружающие условия и обстановку.

Моральный светильник озаряет праведный путь. В порочную дорогу совесть не берут, оставляя дома с добродетелью и жалостью.

Добродетель невозможно определить по отдельным поступкам. Когда человек живет добродетелью – нравственные поступки, одобренные совестью, для него норма и рутина.

Продолжение лучших афоризмов и цитат Гегеля читайте на страницах:

Людям нужно быть благосклонными к окружающим, поэтому вежливость необходимо воспринимать как должное.

Если человек делает своей целью что либо суетное, т. е. несущественное, ничтожное, то здесь заложен не интерес к делу, а интерес к себе… Таково, например, моральное тщеславие, когда человек в своих поступках полагает свое превосходство и вообще проявляет больше интереса к самому себе, чем к делу.

Добродетель стала искусством, которому должно и можно выучиться, но судьба которого при этом оказалась странной: в то время как остальные искусства были усовершенствованы и одно поколение училось у другого, одна только нравственность заметным образом не умножилась, и получается так, что здесь каждый вынужден учиться заново и не может использовать опыт предшествующих поколений.

Из всех… обязанностей по отношению к другим первейшей является правдивость в словах и делах.

В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство.

Благоразумие предполагает, что собственная польза не рассматривается как цель морального поведения, хотя она и может быть его следствием.


Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей.

Ничто великое в мире не совершается без страсти.

К характеру относится прежде всего та формальная сторона энергии, с которой человек, не давая сбить себя с раз принятого пути, преследует свои цели и интересы, сохраняя во всех своих действиях согласие с самим собой.

Воля, которая ничего не решает, не есть действительная воля: бесхарактерный никогда не доходит до решения.

В первую очередь нужно добиваться поведения, соответствующего праву, и притом с моральным умонастроением, и только тогда может прийти моральное поведение как таковое, в котором нет никакого правового предписания.

Читайте также:  Цитаты Сталина И.В.

Быть своим собственным господином и рабом кажется преимуществом по сравнению с тем состоянием, в котором человек есть раб другого.

Совесть в отличие от законов бесправна в государстве; ведь если человек взывает к своей совести, то у одного может быть одна совесть, а у другого — другая. Чтобы совесть была правой, необходимо, чтобы то, что она признает правым, было таковым объективно…

Неблагородно не говорить правды, когда уместно ее сказать, ибо это унижает и самого себя, и других. Однако следует также не говорить правду, если к этому не имеют призвания или права.

Честь человека заключается в том, чтобы в отношении удовлетворения своих потребностей он зависел только от своего трудолюбия, от своего поведения и от своего ума.

Мужество по отношению к истине — первое условие философского исследования.


Человеком с настоящим характером является тот, который, с одной стороны, ставит себе существенно содержательные цели и, с другой стороны, твердо придерживается этих целей, так как его индивидуальность потеряла бы все свое существование, если бы он вынужден был отказаться от них.

Благоразумие состоит в том, чтобы не разрушать расположения других и сохранять его ради его самого.

Для того, кто сам не свободен, не свободны и другие.

Первые необходимые отношения, в которые индивид вступает с другими, это семейные отношения. Эти отношения, правда, имеют и правовую сторону, но она подчинена стороне моральной, принципу любви и доверия.

Если правду говорят только для того, чтобы настоять на своем, без дальнейшего успеха, то это является по меньшей мере излишним, ибо правда нужна не для того, чтобы о деле только высказались, но и для того, чтобы оно был о совершено.

Чего человеку поистине надлежит страшиться, так это не внешней подавляющей его мощи, а нравственной силы, которая есть определение его собственного свободного разума и вместе с тем нечто вечное и нерушимое, так что, обращаясь против нее, человек восстанавливает ее против себя.

Вежливость есть знак благосклонности и готовности к услугам, особенно по отношению к тем, с кем мы еще не состоим в близких отношениях знакомства или дружбы.

Нечистая совесть со все большей силой укоряет человека в том, что собственность, вещи превращены в абсолютное.

Стыд… есть начало гнева против того, что не должно быть.

Если человек делает своей целью что-либо суетное, то есть несущественное, ничтожное, то здесь заложен не интерес к делу, а интерес к себе.

Чтобы поступок имел моральную ценность, необходимо понимание того, справедлив он или же несправедлив, является ли он хорошим или дурным.

Талант без гения не намного возвышается над уровнем голой виртуозности.

Характер — это определенная форма воли и интереса, делающая себя значимой.

Читайте также:  Цитаты Тургенева И.С.

Нравственный человек сознает содержание своей деятельности чем то необходимым… и этим так мало наносится ущерб его свободе, что последняя даже, наоборот, лишь благодаря этому сознанию становится действительной и содержательной свободой в отличие от произвола, который есть еще бессодержательная и лишь возможная свобода.

Для того, чтобы речь выступала в роли сильнодействующего средства на слушателя, нужно еще и думать.


Для того, кто сам несвободен, несвободны и другие.

Дурной человек следует своим склонностям и из за них забывает свои обязанности.

Человечество было освобождено не столько от порабощения, сколько посредством порабощения. Ведь грубость, жадность, несправедливость суть зло; человек, не освободившийся от него, не способен к нравственности, и дисциплина освободила его именно от этих желаний.

Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.

Подлинное сострадание есть сопереживание нравственной оправданности страдающего.

Дурной человек считал бы нужным выполнить свои обязанности, но у него нет воли, чтобы управлять своими склонностями и привычками.

Правда бывает сказана к месту и ко времени, когда она служит осуществлению дела.

Через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе и великий характер, делающий его маяком для других.

Если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов.

Рассудок может образоваться без сердца, а сердце — без рассудка; существуют односторонние безрассудные сердца и бессердечные умы.

Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего я.

По отношению к окружающим мы обязаны быть честными и правдивыми на словах и на деле.

Нечистая совесть как осознание себя наперекор самому себе всегда предполагает наличие идеала…

Идеал – это определенная действительность в истинном ее проявлении.

Ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены.


Подлинно бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам.

Мы должны хотеть чего то великого, но нужно также уметь совершать великое; в противном случае это — ничтожное хотение. Лавры одного лишь хотения суть сухие листья, которые никогда не зеленели.

Упрямый настаивает на своей воле только потому, что это его воля, он настаивает на ней без разумного основания, т. е. без того, чтобы его воля представляла собой нечто имеющее всеобщую ценность.

Помощь должна совершаться не против воли того, кому помогает.

Из всех вообще безнравственных отношений — отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное.

Человек не станет господином природы, пока он не стал господином самого себя.

Воспринимая брак, как правовую любовь, мы исключаем из нее капризность, субъективизм и некую эмоциональность.

Читайте также:  Цитаты Ремарка

Одним из основных определений принципа чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой.

Только через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе великий характер, делающий его маяком для других…

Добродетель есть нечто всеобщее, требуемое от всех людей, и не что — либо прирожденное, но нечто производимое в индивидууме его собственной деятельностью.

Такой пустоте, как добро ради добра, вообще нет места в живой действительности.

Одним из основных определений чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой.

Что касается определенного призвания, которое кажется какой то судьбой, то нужно всего лишь снять с него форму внешней необходимости. Свою судьбу нужно выбирать свободно и так же переносить и осуществлять.

Так как брак заключает в себе момент чувства, то он не абсолютен, а неустойчив и содержит в себе возможность расторжения. Но законодательства должны в высшей степени затруднять осуществление этой возможности и охранять право нравственности против каприза.

Что есть долг? Пока что у нас нет другого ответа, кроме следующего: совершать правое дело и заботиться о собственном благе и о благе… других.


Стыд… представляет собой зачаточный, не резко выраженный гнев человека на самого себя, ибо он содержит в себе реакцию на противоречие моего собственного явления с тем, чем я должен и хочу быть…

Нравственность должна выступать в роли красоты. Нравственность — это разум воли.

Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление — это корень его жизни, его бессмертия.

Зло есть не что иное, как несоответствие между бытием и долженствованием.

Насколько необходимо, чтобы силой воли обладал тот, кто упорен в достижении разумной цели, настолько же отвратительно упрямство…

Счастлив тот, кто устроил свое существование так, что оно соответствует особенностям его характера.

К морали: высшее в ней добиться того, чтобы вина и страдания этого сердца были похоронены в нем самом и сердце стало могилой сердца.

По сути, в рамках государства совесть бесправна, ведь, даже если люди к ней взывают, она у всех разная и у каждого своя, как и правда.

Нечистая совесть предполагает восприятие человеком самого себя вразнобой с созданным идеалом.

Человек воспитывается для свободы.

Человек есть не что иное, как ряд его поступков.

Если воля цепляется только за мелочи, только за нечто бессодержательное, то она превращается в упрямство. Это последнее имеет только форму характера, но не его содержание.

Искусству предназначена необычайно действенная роль в осуществлении цели разума, ибо оно готовит почву для моральности, так что, когда она приходит, то уже находит сделанной половину работы, а именно освобождение от уз чувственности.


Также вас заинтересует: